Большие вызовы.
Life science и нанотехнологии
профильная смена
12 -17 октября 2021
ЗЦДЮТ "Зеркальный"
О профильной смене

К участию приглашаются учащиеся 8 -11 классов школ Санкт-Петербурга, проявляющие способности и интерес к биологии, когнитивным наукам, физике, нейрофизиологии, нанотехнологиям.


Смена проходит в очном формате на базе ЗЦДЮТ «Зеркальный».


Программа направлена на подготовку школьников к участию в Конкурсе «Большие вызовы» по трём направлениям:
Агротехнологии
Нанотехнологии
Когнитивные исследования
Агротехнологии. Климатическая нестабильность и бутылочное горлышко селекции - как их преодолеть? Как в этом помогут досестикация de novo и дикие родичи культурных растений? Как досестикация начиналась и чем занимались наши предки? Можем ли мы с помощью современных методов генетики и работы с ДНК определить направления использования древних сортов растений? Агрогенетика - это ответы на большие вызовы современности!

В ходе практической части ребята познакомятся и освоят основные методы молекулярной генетики, ботаники и ГИС-технологий. Получат навыки работы определения культур злаков по морфологическим признакам и работы с ископаемыми растительными остатками, а также по сбору образцов ДРКР и монтировке гербария. Проведут определение возможной подвидовой принадлежности образцов по выделенной ДНК ячменя и пшеницы из «древнего генбанка» Усвятского городища XII века.

К участию приглашаются учащиеся 9 – 11 классов школ Санкт-Петербурга.
Нанотехнологии. Технический прогресс в XXI веке справедливо связывают с развитием нанотехнологий и информационных технологий. Идет активное проникновение в мир наноматериалов, включая нанобиоматериалы, при этом размываются привычные границы, разделявшие в XX веке физику, химию, материаловедение, биологию, информатику.
Создание микро- и наноструктур, а также современных приборных структур на их основе требует комбинирования различных технологических подходов, включая постростовые технологии, такие как фотолитография, напыление и травление тонких слоев диэлектриков, металлов и полупроводников.

Целью образовательной программы направления "нанотехноогии" является формирование знаний и практических навыков в области микросферной фотолитографии, текстурирования ростовых полупроводниковых подложек и нанодиагностики с упором на сканирующую зондовую микроскопию.

К участию приглашаются учащиеся 9 – 11 классов школ Санкт-Петербурга.
Когнитивные исследования - это активно развивающееся направление на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

В рамках программы школьники познакомятся с особенностями строения мозга человека, инвазивными и неинвазивными методами исследования мозга, их теоретическими основами и практическим применением.

Также они научатся планировать психологические и психофизиологические исследования (научный поиск, работа с источниками, постановка целей и задач, выдвижение гипотез, расчет выборок, анализ и интерпретация результатов).

В результате освоения программы участники будут ознакомлены с основными психофизиологическими методами исследований когнитивной деятельности человека, принципами научного познания и методологией планирования эксперимента, смогут провести планирования собственных научных проектов.

К участию приглашаются учащиеся 8 - 11 классов школ Санкт-Петербурга.

Преподаватели
Шемякина Наталья Вячеславовна
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительных эколого-физиологических исследований Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской Академии наук (ИЭФБ РАН)
Нагорнова Жанна Владимировна
кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории сравнительных эколого-физиологических исследований Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской Академии наук (ИЭФБ РАН)
Галкин Владислав Алексеевич
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Мухин Михаил Сергеевич
кандидат физико-математическиех наук, советник ректора, доцент кафедры физики и технологии наногетероструктур Санкт-Петербургского национального исследовательского Академического университета
Мухин Иван Сергеевич
доктор физико-математических наук, профессор, заведующий лабораторией Санкт-Петербургского национального исследовательского Академического университета
Дворецкая Лилия Николаевна
младший научный сотрудник лаборатории Возобновляемых источников энергии «Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет имени Ж. И. Алфёрова Российской академии наук»
Гаврилов Марк Сергеевич
лаборант лаборатории возобновляемых источников энергии «Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет имени Ж. И. Алфёрова Российской академии наук»
Семилет Татьяна Вячеславовна
младший научный сотрудник лаборатории постгеномных исследований Федерального исследовательского центра Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова
Багмет Лариса Владимировна
ведущий научный сотрудник отдела агроботаники и in situ сохранения генетических ресурсов растений ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова», кандидат биологических наук
Цель и задачи
Целью реализации Программы является подготовка старших школьников к участию в конкурсных мероприятиях различного уровня по профильным направлениям, включая Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы».

Задачи:
− расширить и углубить имеющийся у обучающихся уровень знаний в области выбранных профильных направлений;
− сформировать умение применять теоретические знания для решения конкретных практических задач в рамках подготовки научно-исследовательских проектов для участия во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы»;
− сформировать и развить практические навыки работы с лабораторным и высокотехнологичным оборудованием.
− развить интеллектуальные, аналитические, экспериментаторские способности детей, их интерес к научно-исследовательской деятельности и научно-техническому творчеству;
− развить личную эффективность обучающихся через освоение логической культуры и научно-технологического творчества;
− воспитать устойчивое стремление к постоянному самообразованию и развитию;
− воспитать чувство ответственности за свою деятельность;
− сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности;
− повысить компетентность обучающихся в области планирования карьеры.
Критерии отбора
Для участия в смене необходимо пройти конкурсный отбор.
Приём заявок осуществляется до 4 октября 2021 года включительно.
По итогам конкурса организаторы свяжутся с участниками и вышлют необходимую информацию по организации выезда в Центр «Зеркальный».


Образовательная программа проводится на безвозмездной основе.

К заявке необходимо прикрепить:
1. Мотивационное письмо
Опишите, почему именно вы должны принять участие в программе, какими навыками обладаете, чему хотели бы научиться
2. Портфолио
При оценке портфолио учитываются:
  • достижения обучающихся в интеллектуальных олимпиадных и (или) иных конкурсных мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней, направленных на развитие интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • участие в образовательных программах и событиях ОЦ «Сириус» и ГБНОУ «Академия талантов»
Результаты смены
Проект участников смены по направлению "Нанотехнологии"
Проект участников смены по направлению "Агротехнологии"
Контакты
Куратор смены:
Анастасия Игоревна Мурнина
murninaai@academtalant.ru

at@obr.gov.spb.ru